Основной целью внедрения метода проектов в учреждении дошкольного образования является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности воспитанников.
Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Воспитаннику метод проектов даёт возможность:
- экспериментировать, синтезировать полученные знания;
-развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов может использоваться в работе с воспитанниками не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста.
Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Внедрение в практику работы метода проектов имеет отличительные особенности у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Три этапа развития проектной деятельности.
Первый этап – подражательно - исполнительский, реализация которого возможна с воспитанниками 3,5–4 лет. На этом этапе воспитанники участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Задачами (воспитанники от 3 до 4 лет) являются:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с
педагогом);
формирование начальных, предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Основные новообразования возраста:
опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления;
возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые;
образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.
Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.
Тематика краткосрочных и мини-проектов с воспитанниками четвертого года жизни (совместно с законными представителями):
-Эти разные и полезные щетки (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними).
-Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).
-Надо, надо умываться (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой).
-Хлеб-соль (как с пользой для здоровья употреблять хлеб).
-Зонты и зонтики.
-Варежки, перчатки.
-Как одеться по погоде (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).
-Такая разная обувь.
-Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, физкультминутки).
-Я катаюсь на качелях.
-Любимая еда в детском саду и дома.
-Фрукты.
-Овощи.
-Аккуратно, мебель!
Создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной.
Создание коллекций — это возможность познания воспитанником предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст воспитанников и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с детьми.
Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе дошкольного учреждения. Воспитатель дошкольного образования имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития воспитанников. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.
Второй этап – развивающий, он характерен для воспитанников 4–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Воспитанник уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных педагогом, но и самостоятельно находят проблемы.
Основные новообразования возраста:
освоение социальных ролей и связей, социальных отношений;
развитие наглядно-образного мышления;
развитие способности к замещению и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов;
развитие произвольности в эмоциональной сфере;
появление новых социальных мотивов — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.
Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра).
Задачи обучения:
пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
приобщать детей к процессу познания;
формировать различные представления,
привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
формирование эмоциональной заинтересованности;
знакомство с предметами и действиями с ними;
развитие мышления и воображения;
речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
осознание поставленной цели;
овладение различными способами решения поставленных задач;
способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролевой игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»),
познавательное развитие;
обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, осень», ролевой игровые проекты «Любимые игрушки»).
Примерная тематика проектов:
Идем к врачу.
Как проверить и сохранить слух.
Утром дома (правила умывания, закаливания, выполнение зарядки, прием пищи).
Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы и т.п.
Полезно-вредно для наших зубов.
Опасно-безопасно.
Книга здоровья нашей группы.
Острые предметы в наших руках: будь осторожен!
Правила поведения в автобусе.
Мы — пешеходы.
Третий этап – творческий, он характерен для воспитанников 6–7 лет. Воспитателю дошкольного образования очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность воспитанников, создавать условия для самостоятельного определения цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Задачами являются:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Основные новообразования возраста:
опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание);
стремление к разностороннему общению;
развитие логического и понятийного мышления;
соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы;
компетентность;
освоение новой социальной позиции.
Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность, учебная и исследовательская деятельность.
Задачи обучения:
развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
потребности в создании собственной картины мира;
навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
выявить проблему;
самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:
1) социальное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- овладение способами вне ситуативно-личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетентности;
- осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).
2) физическое развитие:
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
-совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
3) познавательное развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
-развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна»; групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; межгрупповой проект «Времена года»).
4) эстетическое развитие:
- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
овладение различными видами художественной деятельности;
- развитие способностей к эстетической оценке.
Примерная тематика проектов:
Что внутри у человека? (Создание буклета или дидактического плаката).
Азбука здоровья.
Зимние и летние виды игр, или Во что поиграть зимой и летом? (Картотека игр).
Как увидеть красивые сны?
Хочу быть спортсменом.
Энциклопедия спорта.
Чистота в нашей группе.
Осторожно, незнакомец!
Ядовитые растения и ягоды (создание дидактической игры).
Стоп: крыши, деревья, люки! (Создание правил безопасного поведения).
Детская площадка: качели, горки, карусели, спортивные снаряды.
Правила катания на велосипеде, роликах, самокате.
Знаки дорожного движения (изготовление знаков дорожного движения).
Осторожно, пешеход.
Что и как мы едим?
Создаем меню для малышей.
Наши друзья — витамины.
Где искать витамин С?
Накорми меня правильно, или Книга полезных советов.
Сладкое и полезное (выпуск стенгазеты).
Детские проекты — это деятельность, в которой много детей и у которой есть конкретный продукт, позволяющий увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Спецификой взаимодействия воспитанника и воспитателя дошкольного образования при организации деятельности с использованием метода проектов в дошкольном учреждении является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над проектом:
- Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта – практическая часть
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.
Этап первый – Выбор темы.
Задача педагога – осуществить вместе с воспитанниками выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:
- Что знаю?
- Чего хочу узнать?
- Как узнать?
На данном этапе диалог с воспитанниками, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Последовательность работы педагога на данном этапе следующий:
-педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает воспитанников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам дошкольного учреждения;
- вместе с детьми и родителями составляет план – схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал.
Второй этап – Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя дошкольного образования на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:
-проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,
-использования операций сравнения и сопоставления,
- проблемного изложения информации педагогом,
- организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- дает задания родителям (законным представителям) и воспитанникам;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
Третий этап – презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для воспитанников. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя дошкольного образования создать условия для того, чтобы воспитанники имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).
Четвёртый этап – рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта. Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:
-ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей
- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.
Обобщим этапы работы над проектом.
Деятельность педагога
1этап.Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт этап проекта. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
2 этап. Формулирует задачу (не жёстко). Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность.
3 этап. Организует деятельность группы. Практическая помощь (по необходимости).
4 этап. Подготовка Презентации. Презентация.
Деятельность воспитанников
1 этап. Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию.
2 этап. Принятие задачи. Дополнение задач проекта.
3 этап. Объединение детей в рабочие группы. Распределение ролей. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.