Страничка учителя-дефектолога

Использование сенсорных игр для развития речи воспитанников

Использование сенсорных игр для развития речи воспитанников

 
 

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

      Целесообразность проведения с детьми, имеющими речевые нарушения, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.     

Вот основные виды сенсорных игры: 

            Игры с водой

      Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки – наполняйте их водой из-под крана. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком  - обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки, уточки или мячики, которые можно вылавливать.

       Игры с мыльными пузырями

      Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

      Игры со свечами 

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

     Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным          образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.
         

  Игры со светом и тенями.

Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите ребенку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика».

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

свернуть

Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить

Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить

 
 

Каждый родитель хочет  дать своему ребенку как можно больше знаний, умений и навыков. Для этого мамы и папы приобретают различную литературу с рекомендациями по развитию малышей. И очень часто встречаются с незнакомыми, непонятными выражениями, к примеру «мелкая моторика». Что же это такое?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев, расположены очень близко. активизируя мелкую моторику, мы стимулируем речевые зоны. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки потребуются ребенку во время рисования, письма, одевания и т.д.

Для развития мелкой моторики маленьких пальчиков можно предложить ребенку рвать и мять бумагу, тесто, завинчивать и развинчивать пробки на пластиковых баночках и бутылочках, перебирать пуговицы, крупу, камешки, складывать мелкие предметы в сосуд с маленьким горлышком, развязывать и завязывать узелки, вырезать из бумаги несложные предметы (мячи,  домик, елочку…) по контуру и без него, выкладывать из спичек или палочек фигурки, играть с песком, лепить из пластилина.

Разработаны специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

Для самых маленьких можно предложить игру «Сорока, сорока…». Малыши еще не умеют самостоятельно выполнять движения пальчиками, поэтому взрослые напевая потешку сами загибают пальчики ребенку, массируя каждый пальчик.

Для детей 3-х лет можно предложить следующие упражнения:

1. «Походим пальчиками»

- По дороженьке – дорожке

Быстро пробегут две ножки.

(указательный и средний пальчик «шагают» по столу).

2. «Зайка»

- Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(все пальцы сжаты в кулак, средний и указательный вытянуть и подвигать ими в разные стороны).

С более старшими детьми можно поиграть в пальчиковые игры.

- Мы рога козы покажем (выдвинуть указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем «рога» поднимаем к голове)

И рога оленя даже…(широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестив руки, поднять к голове)

Мы про зайку не забудем-

Ушками водить мы будем.

(выдвинуть вперед указательный и средний пальцы обеих рук, поднять к голове, подвигать вперед-назад)

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить!

(каждый палец руки поочередно присоединять к большому.)

Данные упражнения так же способствуют развитию внимания, памяти, мышления и воображения ребенка.

свернуть

Артикуляционная гимнастика для языка