Педагогам

Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете воспитателя дошкольного образования

Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете воспитателя дошкольного образования

  1. Нормативные правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность учреждения дошкольного образования.
  2. Литература (для своей возрастной группы):

— методическая;

— детская;

— картотека на имеющуюся литературу;

— аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания МО РБ, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна размещаться в соответствии с образовательными областями, должна быть рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для своей возрастной группы):

— конспекты занятий;

— сценарии праздников, развлечений, игровых комплексов, игр и т.п. по образовательным областям;

— наглядные учебные пособия для педагогов;

— учебные пособия для воспитанников;

— рекомендации, памятки;

— таблицы, рисунки, модели;

— паспорта комнатных растений;

— подборки загадок, пословиц и поговорок, скороговорок, считалок и т.д.

  1. Картотеки:

— дидактических игр;

— подвижных игр;

— театральных игр;

— белорусских народных игр;

— пальчиковой гимнастики;

— физкультминуток;

— дыхательных упражнений;

— зрительной гимнастики;

— опытов и экспериментов;

— сюжетно-ролевых игр;

— интеллектуально-творческих игр;

— игровых упражнений и т.д.

  1. Дидактические, наглядно-дидактические, раздаточные, демонстрационные материалы (для организации занятий по реализации задач по всем разделам учебной программы дошкольного образования)

— тематические материалы («Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Поры года», «Неживая природа», «Растения», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Природные сообщества», «Одежда», «Обувь», «Бытовая техника», «Организм человека», «Транспорт», «Труд взрослых» и др.);

— цифры и счетный материал;

— наборы геометрических фигур разного размера и цвета;

— разрезные картинки и т.д.

  1. Материалы для организации занятий по изобразительной деятельности (отдельно размещаются материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, детского дизайна, ознакомления с произведениями изобразительного искусства):

— материалы и оборудование для занятий (по всем видам изобразительной деятельности) – трафареты, штампы, лекало, силуэтные изображения предметов и т.д.;

— образцы работ;

— рекомендации по ознакомлению с произведениями искусства;

— конспекты занятий по всем видам изобразительной деятельности;

— произведения живописи (репродукции картин), книжной графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры малых форм, дизайна;

— альбомы с рисунками и фотографиями различных построек;

— материалы для нетрадиционных техник рисования (печатки, губки, ватные тампоны и др.);

— природный и бросовый материал для изготовления поделок (катушки, жёлуди, каштаны, шишки, мох, засушенные листья и пр.);

— поделки из природного и бросового материала;

— бумага разной фактуры;

— альбомы для раскрашивания, раскраски и др.

  1. Материалы по организации взаимодействия с законными представителями:

— тексты консультаций, бесед;

— разработки деловых игр, совместных развлечений;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров;

— советы родителям по организации игр, занятий с детьми дома, оборудованию уголков для игры и др.;

— образцы анкет на различную тематику;

— итоговые материалы проведенного анкетирования;

— памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.

  1. Дидактические игры и пособия по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни.
  2. Дидактические пособия по развитию речи.
  3. Дидактические пособия и материалы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников.
  4. Дидактические игры, пособия и материалы по экологическому воспитанию дошкольников.
  5. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  6. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.

свернуть

"Для чего нужен конструктор..."

Конструктор.

Его любят все и дети и взрослые. Конструктор занимает лидирующее место среди развивающих игрушек, ведь благодаря его различным типам деталей, можно развить большое количество навыков:
▫ мелкую моторику;
▫внимание;
▫терпение и усидчивость;
▫творческий подход;
▫ математические навыки и многое другое.
Главная особенность этой игрушки- помогает развить даже те навыки, которых нет. Например, необщительные дети находят общий язык, ведь совместно собирая детали, дети коммуницируют между собой, им придётся договариваться и сотрудничать. А гиперактивные дети освоят усидчивое, интересное занятие, которое поможет им стать более концентрированными.

свернуть

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛЕТОМ»

27.06.2023

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛЕТОМ»

        Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. Для детей дошкольного возраста подвижные игры являются жизненно необходимой потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: оздоровительные, образовательные, воспитательные. Удовлетворяя естественную потребность детей в движении, подвижные игры способствуют укреплению их здоровья, совершенствованию функциональных возможностей организма, формированию положительных эмоций, воспитанию потребности к активной двигательной активности. В процессе игры создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Подвижные игры вырабатывают у детей элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать, менять свое место на игровой площадке или в зале.

       Подчинение правилам игры воспитывает у детей дошкольного возраста организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых качеств. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и самое главное - благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня.

Здесь хотелось бы отдельно поговорить о прогулке и подвижных играх.

       Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Для эффективного воздействия на здоровье детей каждая прогулка должна тщательно готовиться: необходимо обеспечить двигательную активность детей; чередовать физическую нагрузку; для предупреждения переутомления предусмотреть разнообразие движений, форм и видов детской деятельности, игрушек, пособий; самые интенсивные физические нагрузки летом переносятся на начало прогулки, пока нет жары.

   Качество прогулки обеспечивается благодаря содержательной разнообразной деятельности детей, достаточной двигательной активности (60-70%), оптимальной физической нагрузке (достигается соотношением организованной и самостоятельной форм физического воспитания, чередованием видов и интенсивности деятельности), положительному эмоционально-психологическому состоянию (активное уравновешенное поведение), температурному комфорту (ребенок не перегревается и не мерзнет).

    На прогулке с большим успехом решаются задачи, направленные на формирование интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обучение детей правилам подвижных игр и эстафет и развитие у них умения организованно играть в коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно должно соответствовать возрастным особенностям дошкольников.

      Как в организованных, так и в самостоятельных играх важно своевременное переключение детей с одного вида занятий на другой и рациональное сочетание их по степени подвижности. Поэтому очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в его поле зрения.

     Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр на прогулке, являются:

  • расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
  • развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
  • воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

  При подборе и организации игр на прогулке необходимо:

  • учитывать сложность игр, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;
  • следить за соответствием содержания игр состоянию погоды;
  • предусматривать разные приемы выбора детей на ответственные роли;
  • предлагать варианты усложнения подвижных игр;
  • использовать разные способы организации детей;
  • заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
  • стремиться к созданию дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативы.

  Подвижные игры на прогулке как форма работы имеют  различные варианты:

  • Проводятся по типу физкультурных занятий. Главное отличие от непосредственно физкультурных занятий в том, что они проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, разнообразие видов и форм проведения.
  • Подвижные игры разной подвижности и на разные движения.
  • Комплексы подвижных игр с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, упражнений в основных видах движений и т.д.)
  • Сюжетные подвижные игры.
  • Игры с элементами спортивного ориентирования.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве.

     При распределении игр в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на воздухе) с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми на утренних и вечерних прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

   Содержание прогулки, включающее естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, а также спортивные развлечения должно согласовываться с учебным материалом физкультурных занятий, дополнять его и способствовать лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивать двигательный опыт и в целом совершенствовать моторное развитие дошкольников.

    Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала. При этом важно правильно выбрать время для проведения игр. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.

      Выбор времени проведения игр на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры в середине или в конце прогулки, а в самом начале ее предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовывать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволяет обратить внимание на содержание их самостоятельной деятельности. При подготовке условий для проведения подвижных игр воспитатель должен опираться на самостоятельность и активность детей. При проведении игр следует использовать разные способы организации (фронтальные, групповые, индивидуальные), учитывая при этом индивидуальные особенности двигательной активности детей. Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

    Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять ее 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Воспитатель обращает внимание на важные моменты, от которых зависит ход игры и выполнение правил.

     При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое, лаконичное объяснение ее содержания. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Активное участие воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление и повышает интерес.

     При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учетом двигательной активности и физической подготовленности. В процессе игры педагог следит за выполнением всех заданий, за взаимоотношениями детей. Большое воспитательное значение имеет и подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать свое поведение и поступки своих товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместной действий. Во время проведения игр на прогулке следует создать такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными и чувствовали себя непринужденно.

   Эффективности оздоровительной работы с детьми способствует собственная физическая активность педагога, когда он не только организатор, но и активный участник детских подвижных игр, когда он стимулирует двигательную активность детей собственным примером.

 

свернуть