Тематический комплекс артикуляционных игр
«Лето пришло»
Взрослый показывает ребёнку картинку «Лето» и начинает рассказ:
Наступило лето –
Время тепла и света.
Пойдём гулять,
Цветы собирать.
Ах! Какие они красивые.
А как приятно пахнут.
(Придать лицу выражение радости и удивления.)
Дыхательное упражнение «Душистый цветок»
Поднести к носу цветок и сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу: «Ах! Как приятно пахнет!»
Взрослый продолжает рассказ:
А кто это летит – крылышками машет,
Над цветочком пляшет?
Это же бабочка. Давай прислушаемся. Слышишь, как тихо шелестят в полёте её
нарядные крылышки?
Взрослый показывает пальчиковое упражнение «Бабочка» и при этом тихо
и длительно произносит звук «Ш».
Пальчиковое упражнение «Бабочка»
Прижать ладони друг к другу – бабочка сложила крылышки. Развести ладони
в стороны (руки остаются соединёнными только в области запястья) – бабочка машет
крылышками.
Взрослый продолжает рассказ:
А это кто такие?
От цветка к цветку летают –
Мёд душистый собирают.
Это пчёлы летят – мёду хотят!
Послушай, как они жужжат.
Взрослый показывает пальчиковое упражнение «Пчёлы» и при этом тихо
и длительно произносит звук «Ж».
Пальчиковое упражнение «Пчёлы»
Руки сжать в кулаки. Выпрямить только указательные пальцы. Вращать ими в
разные стороны. Указательный палец – это жало пчелы.
Взрослый продолжает повествование:
Кто на скрипочке играет –
Всех букашек забавляет?
Кто в густой траве стрекочет,
Ускакать от нас он хочет? Это же кузнечик.
Взрослый показывает пальчиковое упражнение «Кузнечик» и при этом несколько
раз подряд кратко произносит звук «Ц».
Пальчиковое упражнение «Кузнечик»
Собрать пальцы в щёпоть и положить их на стол (или себе на колени) большим пальцем вниз. Произнести звук «Ц» и быстро и высоко вскинуть руку над столом,
раскрыв при этом ладонь. Вновь собрать пальцы в щёпоть и положить ладонь на стол.
Совершить несколько таких «прыжков».
Взрослый продолжает рассказ:
А это кто лежит на большом камне и греется на солнышке? Это же маленькая
ящерка. Смотри, как она высовывает изо рта длинный, тонкий язычок.
Динамическое упражнение «Ящерка»
Высунуть длинный узкий язык, а затем вновь его спрятать в рот. Повторить движе-
ние несколько раз подряд в спокойном темпе.
Рассказ продолжается:
Много интересного заметили мы на лугу среди травы. А теперь посмотрим вверх.
Птички по небу летают
И друг друга догоняют.
К гнёздышкам своим спешат.
Кто же в гнёздышке сидит,
Сверху вниз на нас глядит? (Птенчики)
Слышу, птенчики пищат – кушать малыши хотят.
Клювики открывают. Вот так…
Взрослый показывает артикуляционное упражнение «Птенчики», а ребёнок
его повторяет: Шире ротик открывай,
Корм скорее получай.
Статическое упражнение «Птенчики»
Открыть рот как можно шире и подержать его в таком положении в течение нескольких секунд. Ребёнок открывает рот, а взрослый подносит ко рту ребёнка.
сложенные щёпотью пальцы и изображает, что кладёт ему что-то в рот. При этом
взрослый говорит: На жучка, червячка, муху, следом комара –
Ротик закрывать пора.
Рассказ продолжается:
А из леса доносится: ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Кто сидит там на суку? (Кукушка)
Упражнение для развития чувства ритма «Кукушка»
Взрослый произносит звукоподражания в разном темпе и просит ребёнка сначала
их послушать, а затем повторить по памяти. Варианты ритмов:
Ку; ку-ку; ку-ку; ку; ку-ку-ку; ку-ку; ку-ку.
Взрослый продолжает рассказ:
Смотри, а вот река – крутые берега.
Бежит водичка по камешкам, поёт свою песенку.
Взрослый показывает пальчиковое упражнение и одновременно длительно произносит звук «С», а ребёнок повторяет жест и звукоподражание.
Пальчиковое упражнение «Река»
Поднести руки к груди, а затем волнообразными движениями развести их
в стороны.
Дыхательное упражнение «Песенка водички»
Длительно произносить звук «С», при этом губы сложить в улыбку, а кончиком
языка упереться в нижние зубы.
Взрослый продолжает повествование:
Рыбки в озере играют, рыбки ротик открывают –
Пузыри в воде пускают. Вот так…
Динамическое упражнение «Рыбка»
Открыть рот как можно шире, затем быстро его закрыть. Повторить упражнение несколько раз подряд. Должен быть слышен хлопок воздуха.
Взрослый заканчивает рассказ: Летом мы гуляли. Много нового узнали.