Страничка учителя-дефектолога

 

 

 Тематический комплекс артикуляционных игр

«Фрукты разные на вкус»

  Взрослый показывает ребёнку картинки  и говорит:

       Вот персик (яблоко, апельсин)!

       Мы кусочек откусили (широко открыть рот, а затем закрыть и щёлкнуть  

      зубами).

       Пожевали – та-та-та-та-та («пожевать» зубами широкий кончик языка,  однов-

      ременно произнося слоги «та»).

      Проглотили – ам! (Широко открыть рот и произнести звукоподражание

      «А-а-а-м!»)

      Ах, как вкусно (почмокать губами).

      Ароматно – ах! (Поднести ладони к лицу и сначала глубоко вдохнуть, а затем

      медленно выдохнуть, произнося междометие «Ах!»)

      Удивительно приятно! (Облизать губы круговым движением языка по кругу –

     сначала верхнюю губу, а потом нижнюю.)

Пальчиковое упражнение «Шарик»

    Округлить ладони и раздвинуть пальцы. Соединить кончики одноимённых пальцев,  

 изображая фрукт круглой формы.

Взрослый продолжает рассказ:

   Мы ходили в магазин и купили много яблок наливных –

   Сочных, сладких. Вот таких…

    Взрослый показывает артикуляционные упражнения «Яблоко» и «Огрызок», а

 ребёнок его повторяет.

 Статическое упражнение «Яблоко»

   Надуть щёки и удерживать их так несколько секунд.

   Взрослый говорит:

       Съели яблочки – одни огрызки остались.

Статическое упражнение «Огрызок»

   Втянуть щёки.

   Взрослый продолжает:

      А теперь посмотри и постарайся отгадать, какой фрукт я попробовала: кислый

   лимон или сладкую сливу?

   Взрослый морщится, изображая, что ему очень кисло, а затем говорит:

      

     Очень, очень кислый он –

     Называется - … (лимон).

      Затем взрослый просит ребёнка самого изобразить лицо человека, который без

   сахара съел лимон.

      После этого взрослый говорит:

        А теперь сыграем в игру «Сладко и кисло».

        Если я назову сладкий фрукт – ты улыбнись,

        А если кислый – поморщись.

     Взрослый произносит названия фруктов в такой последовательности:

       Груша, лимон, слива, виноград, лимон, дыня, лимон, банан.

     Взрослый заканчивает рассказ словами:

        А теперь покушаю

        Сладенькую грушу (почмокать губами).

        Надо губки облизать (облизать губы)

        И «спасибо» сказать.

    

Тематический комплекс артикуляционных игр

«Овощи  разные на вкус»

    Взрослый начинает рассказ:

      Посмотрите, помидор (надуть щёки и подержать их так несколько секунд).

      Толстый, сахаристый,

      Красный и мясистый.

     Улыбнулись (улыбнуться),

      Откусили (сохраняя на губах улыбку, открыть рот, а затем закрыть, щёлкнув

     зубами),

     Пожевали («пожевать» зубами широкий кончик языка, одновременно произнося

     слог «та»).

     Проглотили – ам! (Широко открыть рот и произнести звукоподражание

      «А-а-а-м!»)

Взрослый продолжает рассказ:

       Как зайчишка, ловко

       Погрызём морковку.

       Вот так…

    Взрослый показывает артикуляционное упражнение «Погрызём, как зайчик», а

  а ребёнок его повторяет.

Динамическое упражнение «погрызём, как зайчик»

     Поставить два кулачка один на другой и поднести их ко рту, изображая морковку.

 Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, и в быстром темпе пощёлкать зубами

     Взрослый говорит:

        А теперь постарайся отгадать, про какой из этих овощей я говорю?

        Заставит плакать всех вокруг –

        Ведь он зелёный едкий … (лук).

     При этом взрослый должен сморщить лицо, изображая, что он сейчас вот-вот

   заплачет.

      Затем взрослый просит ребёнка мимикой изобразить, какой на вкус лук. После

  этого задаёт вопрос: какой такой же полезный, но едкий и горький на вкус овощ?   (Чеснок)

      Взрослый предлагает ребёнку сыграть в игру «Сладко и горько». Если взрослый называет сладкий овощ – ребёнок улыбается, а если – горький – морщится. Названия

 овощей можно произнести в такой последовательности:

     лук, морковь, помидор, чеснок, лук, горох, чеснок, репа, лук.

   Взрослый заканчивает рассказ словами:

     А вот репка -

     Толстая да крепкая!

     Выросла на грядке.

     Круглая (надуть щёки).

     Да сладкая (почмокать губами).

     Можно губки облизать (облизать губы)

     И «спасибо» всем сказать.

свернуть