Тематический комплекс артикуляционных игр
«Фрукты разные на вкус»
Взрослый показывает ребёнку картинки и говорит:
Вот персик (яблоко, апельсин)!
Мы кусочек откусили (широко открыть рот, а затем закрыть и щёлкнуть
зубами).
Пожевали – та-та-та-та-та («пожевать» зубами широкий кончик языка, однов-
ременно произнося слоги «та»).
Проглотили – ам! (Широко открыть рот и произнести звукоподражание
«А-а-а-м!»)
Ах, как вкусно (почмокать губами).
Ароматно – ах! (Поднести ладони к лицу и сначала глубоко вдохнуть, а затем
медленно выдохнуть, произнося междометие «Ах!»)
Удивительно приятно! (Облизать губы круговым движением языка по кругу –
сначала верхнюю губу, а потом нижнюю.)
Пальчиковое упражнение «Шарик»
Округлить ладони и раздвинуть пальцы. Соединить кончики одноимённых пальцев,
изображая фрукт круглой формы.
Взрослый продолжает рассказ:
Мы ходили в магазин и купили много яблок наливных –
Сочных, сладких. Вот таких…
Взрослый показывает артикуляционные упражнения «Яблоко» и «Огрызок», а
ребёнок его повторяет.
Статическое упражнение «Яблоко»
Надуть щёки и удерживать их так несколько секунд.
Взрослый говорит:
Съели яблочки – одни огрызки остались.
Статическое упражнение «Огрызок»
Втянуть щёки.
Взрослый продолжает:
А теперь посмотри и постарайся отгадать, какой фрукт я попробовала: кислый
лимон или сладкую сливу?
Взрослый морщится, изображая, что ему очень кисло, а затем говорит:
Очень, очень кислый он –
Называется - … (лимон).
Затем взрослый просит ребёнка самого изобразить лицо человека, который без
сахара съел лимон.
После этого взрослый говорит:
А теперь сыграем в игру «Сладко и кисло».
Если я назову сладкий фрукт – ты улыбнись,
А если кислый – поморщись.
Взрослый произносит названия фруктов в такой последовательности:
Груша, лимон, слива, виноград, лимон, дыня, лимон, банан.
Взрослый заканчивает рассказ словами:
А теперь покушаю
Сладенькую грушу (почмокать губами).
Надо губки облизать (облизать губы)
И «спасибо» сказать.
Тематический комплекс артикуляционных игр
«Овощи разные на вкус»
Взрослый начинает рассказ:
Посмотрите, помидор (надуть щёки и подержать их так несколько секунд).
Толстый, сахаристый,
Красный и мясистый.
Улыбнулись (улыбнуться),
Откусили (сохраняя на губах улыбку, открыть рот, а затем закрыть, щёлкнув
зубами),
Пожевали («пожевать» зубами широкий кончик языка, одновременно произнося
слог «та»).
Проглотили – ам! (Широко открыть рот и произнести звукоподражание
«А-а-а-м!»)
Взрослый продолжает рассказ:
Как зайчишка, ловко
Погрызём морковку.
Вот так…
Взрослый показывает артикуляционное упражнение «Погрызём, как зайчик», а
а ребёнок его повторяет.
Динамическое упражнение «погрызём, как зайчик»
Поставить два кулачка один на другой и поднести их ко рту, изображая морковку.
Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, и в быстром темпе пощёлкать зубами
Взрослый говорит:
А теперь постарайся отгадать, про какой из этих овощей я говорю?
Заставит плакать всех вокруг –
Ведь он зелёный едкий … (лук).
При этом взрослый должен сморщить лицо, изображая, что он сейчас вот-вот
заплачет.
Затем взрослый просит ребёнка мимикой изобразить, какой на вкус лук. После
этого задаёт вопрос: какой такой же полезный, но едкий и горький на вкус овощ? (Чеснок)
Взрослый предлагает ребёнку сыграть в игру «Сладко и горько». Если взрослый называет сладкий овощ – ребёнок улыбается, а если – горький – морщится. Названия
овощей можно произнести в такой последовательности:
лук, морковь, помидор, чеснок, лук, горох, чеснок, репа, лук.
Взрослый заканчивает рассказ словами:
А вот репка -
Толстая да крепкая!
Выросла на грядке.
Круглая (надуть щёки).
Да сладкая (почмокать губами).
Можно губки облизать (облизать губы)
И «спасибо» всем сказать.