Страничка учителя-дефектолога

Лето пришло

 Тематический комплекс артикуляционных игр

«Лето пришло»

  Взрослый показывает ребёнку картинку «Лето» и начинает рассказ:

       Наступило лето –

       Время тепла и света.

       Пойдём гулять,

       Цветы собирать.

       Ах! Какие они красивые.

       А как приятно пахнут.

     (Придать лицу выражение радости и удивления.)

Дыхательное упражнение «Душистый цветок»

  Поднести к носу цветок и сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом.  Одновременно на выдохе произнести фразу: «Ах! Как приятно пахнет!»

   Взрослый продолжает рассказ:

      А кто это летит – крылышками машет,

      Над цветочком пляшет?

      Это же бабочка. Давай прислушаемся. Слышишь, как тихо шелестят в полёте её

      нарядные крылышки?

 Взрослый показывает пальчиковое упражнение «Бабочка» и при этом тихо

и длительно произносит звук «Ш».

Пальчиковое упражнение «Бабочка»

      Прижать ладони друг к другу – бабочка сложила крылышки. Развести ладони

 в стороны (руки остаются соединёнными только в области запястья) – бабочка машет  

 крылышками.

      Взрослый продолжает рассказ:

       А это кто такие?              

       От цветка к цветку летают –

       Мёд душистый собирают.

       Это пчёлы летят – мёду хотят!

       Послушай, как они жужжат.

    Взрослый показывает пальчиковое упражнение «Пчёлы» и при этом тихо

и длительно произносит звук «Ж».

Пальчиковое упражнение «Пчёлы»

 

 Руки сжать в кулаки. Выпрямить только указательные пальцы. Вращать ими в

 разные стороны. Указательный палец – это жало пчелы.

Взрослый продолжает повествование:

Кто на скрипочке играет –

 Всех букашек забавляет?

 Кто в густой траве стрекочет,

 Ускакать от нас он хочет? Это же кузнечик.

   Взрослый показывает пальчиковое упражнение «Кузнечик» и  при этом несколько

  раз подряд кратко   произносит звук «Ц».

Пальчиковое упражнение «Кузнечик»

 Собрать пальцы в щёпоть и положить их на стол (или себе на колени) большим        пальцем вниз. Произнести звук «Ц» и быстро и высоко вскинуть руку над столом,

 раскрыв при этом ладонь. Вновь собрать пальцы в щёпоть и положить ладонь на стол.

 Совершить несколько таких «прыжков».

  Взрослый продолжает рассказ:

    А это кто лежит на большом камне и греется на солнышке? Это же маленькая

 ящерка. Смотри, как она высовывает изо рта длинный, тонкий язычок.

Динамическое упражнение «Ящерка»

   Высунуть длинный узкий язык, а затем вновь его спрятать в рот. Повторить движе-

  ние несколько раз подряд в спокойном темпе.

   Рассказ продолжается:

   Много интересного заметили мы на лугу среди травы. А теперь посмотрим вверх.

   Птички по небу летают

   И друг друга догоняют.

   К гнёздышкам своим спешат.

   Кто же в гнёздышке сидит,

   Сверху вниз на нас глядит? (Птенчики)

   Слышу, птенчики пищат – кушать малыши хотят.

   Клювики открывают. Вот так…

   Взрослый показывает артикуляционное упражнение «Птенчики», а ребёнок

  его повторяет: Шире ротик открывай,

                           Корм скорее получай.

Статическое упражнение «Птенчики»

 Открыть рот как можно шире и подержать его в таком положении в течение нескольких секунд. Ребёнок открывает рот, а взрослый подносит ко рту ребёнка.

сложенные щёпотью пальцы и изображает, что кладёт ему что-то в рот. При этом

 взрослый говорит:  На жучка, червячка, муху, следом комара –

    Ротик закрывать пора.

   Рассказ продолжается:

        А из леса доносится: ку-ку, ку-ку, ку-ку.

        Кто сидит там на суку? (Кукушка)

Упражнение для развития чувства ритма «Кукушка»

                                                   

     Взрослый произносит звукоподражания в разном темпе и просит ребёнка сначала

  их послушать, а затем повторить по памяти. Варианты ритмов:

  Ку; ку-ку; ку-ку; ку; ку-ку-ку; ку-ку; ку-ку.

    Взрослый продолжает рассказ: 

    Смотри, а вот река – крутые берега.

    Бежит водичка по камешкам, поёт свою песенку.

    Взрослый показывает пальчиковое упражнение и одновременно длительно произносит звук «С», а ребёнок повторяет жест и звукоподражание.

Пальчиковое упражнение «Река»

    Поднести руки к груди, а затем волнообразными движениями развести их

  в стороны.

Дыхательное упражнение «Песенка водички»

  Длительно произносить звук «С», при этом губы сложить в улыбку, а кончиком

 языка упереться в нижние зубы.

    Взрослый продолжает повествование:

      Рыбки в озере играют, рыбки ротик открывают –

      Пузыри в воде пускают.  Вот так…

Динамическое упражнение «Рыбка»

 Открыть рот как можно шире, затем быстро его закрыть. Повторить упражнение несколько раз подряд. Должен быть слышен хлопок воздуха.

 Взрослый заканчивает рассказ: Летом мы гуляли. Много нового узнали.

                                    

 

свернуть