Значение игр с песком для развития воспитанников.
Игры с песком для детей в самом раннем возрасте являются их первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий: совместные действия взрослого и малыша; действия по подражанию и по образу, которое предложил взрослый; самостоятельные действия, отражающие собственную задумку ребенка.
По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека непостижным образом часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы уже с самого раннего возраста ребенка начинать знакомить его с песком, помня о том, что есть прямая зависимость между развитием речи малыша и мелкой моторикой рук.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – важнейшая задача как законных представителей, так и педагогов. В решении этой проблемы, особенно в летний оздоровительный период, помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения с песком и водой.
Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром М. Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития. Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние.
Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка.
Игры с песком - это и возможность обучения воспитанников природному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озёра, туннели, мосты. Вдоль дорог возводятся строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). Старшим воспитанникам можно предложить: «Построй сказочный город (мир, город своей мечты)». При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке у воспитанников формируют умение рисовать, писать буквы и целые слова (палочкой, пальцем), что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге.
Таким образом, игры с песком позволяют:
-стабилизировать психоэмоциональное состояние;
-совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
-стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической
чувствительности;
-развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
-стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
-разнообразить способы сотрудничества.
Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Условия работы с воспитанниками:
- Согласие и желание ребенка.
- Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
- У воспитанников не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Правила поведения в песочнице:
- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
- Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
- После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
- После игры в песке надо помыть руки.
Как играть с песком?
Воспитанникам показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, то есть делать самомассаж. У воспитанников следует формировать умение проговаривать свои ощущения: «Я чувствую тепло (холод) песка», «Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно», «Мне нравится погружать свои руки в песок и т.п. (в зависимости от возраста).
Песочные игры.
Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.
Мокрые отпечатки: оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в обуви разного размера.
Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображения.
«Золотоискатели»: разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать с сито.
Брось камешек: в песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого ведёрко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаным тортом.
Песочная черепаха: сделать из влажного песка большой овальный холм - это туловище, маленький холмик наверху – это голова, выпуклость по бокам- ноги. Картины на песке: на ровной влажной поверхности палочкой, пальчиком рисуются различные изображения животных, людей и т.п.
Опыты с песком: Задание: насыпать сухой песок в ведёрочки, баночки, воронки, формочки. Вопросы: Какой песок? (сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.). Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик. Задание: полить песок из леек, кружек, баночек. Вопросы: какой стал песок? (потемнел, не сыплется, хорошо накладывается в формочки, вёдра). Сделаем большую горку. У кого больше? Какой песок вам больше нравится: сухой или мокрый? Почему?
Воспитанникам предлагается сделать «кашу», разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверюшек (игрушки резиновые). Затем можно предложить приготовить угощения для членов своей семьи. Можно проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять», прыгают, выполняют зигзагообразные движения, «играют на пианино». Воспитанники с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом ребята лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). С удовольствием дошкольник играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.
Игра «Отгадай загадку»
Цель: развитие у ребенка мелкой моторики и мышления.
Для данной игры потребуются миниатюрные фигурки.
Содержание: взрослый закапывает в песочницу маленькую фигурку, а затем загадывает ребенку загадку. Задача ребенка заключается в том, чтобы отгадать эту загадку, а в подтверждении правильности ответа откопать в песке эту фигурку.
Игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: развить у ребенка способность представлять предметы по их словесному описанию.
Для данной игры потребуются разнообразные маленькие фигурки. Содержание: взрослый предлагает ребенку, используя маленькие фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает?». А
после того, как работа завершена, ребенку необходимо рассказать о том, что у него получилось.
Игра «Песочные узоры»
Цель: формировать у воспитанников представления о том, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.
Для данной игры потребуется поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям.
Содержание: взрослый сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку.
Игра «Рисуем палочкой»
Данная игра особенно подходить для неспокойных, эмоциональных детей.
Цель: развитие усидчивости, внимания, фантазии.
Содержание: воспитатель предлагает ребенку порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение.