Летний оздоровительный период

Игры с песком. Их значение для развития воспитанников.

Значение игр с песком для развития воспитанников.

Игры с песком для детей в самом раннем возрасте являются их первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий: совместные действия взрослого и малыша; действия по подражанию и по образу, которое предложил взрослый; самостоятельные действия, отражающие собственную задумку ребенка.

По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека непостижным образом часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы уже с самого раннего возраста ребенка начинать знакомить его с песком, помня о том, что есть прямая зависимость между развитием речи малыша и мелкой моторикой рук.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников –  важнейшая задача как законных представителей, так и педагогов. В решении этой проблемы, особенно в летний оздоровительный период, помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения с песком и водой.

Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром М. Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития.    Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние.

Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка.

Игры с песком - это и возможность обучения воспитанников природному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озёра, туннели, мосты. Вдоль дорог возводятся строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). Старшим воспитанникам можно предложить: «Построй сказочный город (мир, город своей мечты)». При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке у воспитанников формируют умение рисовать, писать буквы и целые слова (палочкой, пальцем), что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге.

Таким образом, игры с песком позволяют:

-стабилизировать психоэмоциональное состояние;

-совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

-стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической

чувствительности;

-развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

-стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

-разнообразить способы сотрудничества.

Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Условия работы с воспитанниками:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
  3. У воспитанников не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Правила поведения в песочнице:

  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
  • После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
  • После игры в песке надо помыть руки.

Как играть с песком?

Воспитанникам показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, то есть делать самомассаж. У воспитанников следует формировать умение проговаривать свои ощущения: «Я чувствую тепло (холод) песка», «Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно», «Мне нравится погружать свои руки в песок и т.п. (в зависимости от возраста).

Песочные игры.

Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.

Мокрые отпечатки: оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в обуви разного размера.

Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображения.

«Золотоискатели»: разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать с сито.

Брось камешек: в песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого ведёрко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаным тортом.

Песочная черепаха: сделать из влажного песка большой овальный холм - это туловище, маленький холмик наверху – это голова, выпуклость по бокам- ноги. Картины на песке: на ровной влажной поверхности палочкой, пальчиком рисуются различные изображения животных, людей и т.п.

Опыты с песком: Задание: насыпать сухой песок в ведёрочки, баночки, воронки, формочки. Вопросы: Какой песок? (сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.). Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик. Задание: полить песок из леек, кружек, баночек. Вопросы: какой стал песок? (потемнел, не сыплется, хорошо накладывается в формочки, вёдра). Сделаем большую горку. У кого больше? Какой песок вам больше нравится: сухой или мокрый? Почему?

Воспитанникам предлагается сделать «кашу», разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверюшек (игрушки резиновые). Затем можно предложить приготовить угощения для членов своей семьи. Можно проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять», прыгают, выполняют зигзагообразные движения, «играют на пианино». Воспитанники с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом ребята лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). С удовольствием дошкольник играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

Игра «Отгадай загадку»

Цель: развитие у ребенка мелкой моторики и мышления.

Для данной игры потребуются миниатюрные фигурки.

Содержание: взрослый закапывает в песочницу маленькую фигурку, а затем загадывает ребенку загадку. Задача ребенка заключается в том, чтобы отгадать эту загадку, а в подтверждении правильности ответа откопать в песке эту фигурку.

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цель: развить у ребенка способность представлять предметы по их словесному описанию.

Для данной игры потребуются разнообразные маленькие фигурки.   Содержание: взрослый предлагает ребенку, используя маленькие фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает?». А

после того, как работа завершена, ребенку необходимо рассказать о том, что у него получилось.

Игра «Песочные узоры»

Цель: формировать у воспитанников представления о том, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.

Для данной игры потребуется поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям.

Содержание: взрослый сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку.

Игра «Рисуем палочкой»

Данная игра особенно подходить для неспокойных, эмоциональных детей.

Цель: развитие усидчивости, внимания, фантазии.

Содержание: воспитатель предлагает ребенку порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение.

свернуть

Особенности организации питания и питьевого режима в летний оздоровительный период

В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.

С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 ° C — +15 ° C, перед раздачей пищи. При  С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:

обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;

максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);

использовать технологическую и кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;

учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 4 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

свернуть

Особенности организации образовательного процесса в летний оздоровительный период

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности воспитанников физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 

организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

утреннюю гимнастику;

физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

самостоятельную двигательную деятельность;

закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

комплекс общеразвивающих упражнений;

обыгрывание сюжета;

3—4 подвижные игры;

физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

оздоровительный бег на участке;

элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

развитие координационных способностей;

развитие физических качеств;

совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

Игры с элементами спортивного ориентирования.

Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

многократное умывание в течение дня;

полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Художественно-эстетическая работа включает:

изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

музыкальную деятельность воспитанников;

ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

включение изобразительной деятельности в детские праздники;

проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

использование музыки в режимных моментах;

фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

проведение музыкально-дидактических игр и заданиймузыкальных викторин;

включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);

сольное и коллективное музицирование;

самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.

Музыкальные игры с пением, хороводы.

Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:

развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;

формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;

формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;

развитие музыкально-творческих способностей.

Игры с музыкальными инструментами.

Музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

 

свернуть

Организация летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования

Оздоровительная работа с воспитанниками в летнее время является составной частью системы профилактических и воспитательных мероприятий в учреждениях дошкольного образования.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней (ст. 147, п.13).

Подготовка к летней оздоровительной работе:

Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны учреждений дошкольного образования.

Формы работы должны быть разнообразны и отражать как особенности работы в летний период, так и работу по годовым задачам учреждения дошкольного образования на текущий учебный год.

В работе с законными представителями и воспитанниками необходимо сделать упор на формы, позволяющие заинтересовать, увлечь, активизировать участников образовательного процесса. Всевозможные акции, тематические недели, тематические дни, квесты, совместные выставки, фотовыставки, опросники, досуги и развлечения. Во время акций и тематических недель, тематических дней необходимо продумать организацию образовательного процесса таким образом, чтобы участвовали все специалисты учреждения дошкольного образования.

Необходимо:

-в родительских уголках активно использовать разнообразные формы наглядной агитации (ширмы, газеты, памятки, выставки, папки-передвижки и др.);

-планировать и приглашать законных представителей к участию в выставках, фотовыставках (например, «Наш любимый питомец», «Загадки на грядке», «Интересная находка», «Удивительное рядом», «Бабушкина книжка вчера и сегодня», «Любимая сказка в нашей семье», «Что я знаю о войне» и др.);

-включать позитивные утренние встречи (родителям вместе с детьми предлагается пройти по дорожке (лабиринту), которая может быть выложена из чего-либо, найти пожелание и его прочитать, или просто прочитать пожелание на «лучике солнышка», которое размещено на веранде) и др.

-вовлекать в образовательный процесс (например, пригласить маму воспитанника рассказать детям о своей профессии, о домашнем питомце и др.);

-активно использовать опросники (2-3 вопроса, например, про книги по возрасту, про хозяйственно-бытовой труд и др.);

В летний период законные представители воспитанников должны видеть активную жизнь групп (сада).

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 139 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования» регламентированы занятия в каждой возрастной группе и количество учебных часов. В летний период планируются занятия по образовательным областям «Физическая культура», «Музыкальное искусство», «Художественная литература», «Изобразительное искусство».

Больше внимания необходимо уделить индивидуальной работе.

Воспитатели дошкольного образования и узкие специалисты должны владеть расшифровкой диагнозов воспитанников, если это необходимо, но в документации диагнозы официально не расшифровываются.

Рекомендации по результатам проведения психолого-педагогической диагностики (педагога-психолога), наблюдений узких специалистов.

Рекомендации учитываются воспитателями дошкольного образования при планировании индивидуальной работы с воспитанниками. Специалисты не просто дают рекомендации, но и предоставляют комплексы, с которым воспитатель должен работать (например, картотеки и комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, нарушения осанки, зрения, игры на сплочение детского коллектива, на развитие мотивационной готовности к школе и др.). Этот материал воспитатель включает не только в индивидуальную работу, но и в нерегламентированную деятельность воспитанников. Таким образом, при планировании не составит труда выполнить рекомендации узких специалистов. 

Создание безопасных условий жизнедеятельности воспитанников

За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

На территории учреждения дошкольного образования не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами; на пешеходных дорожках, спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин (следует систематически засыпать); надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно; установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться; в групповом помещении и на улице не допустимы игрушки с трещинами, сколами; игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов; калитки должны быть закрыты на засов, выше уровня доступности ребенка; чистящие и моющие средства в группах должны храниться выше уровня ребенка (либо в шкафу под замком).

Воспитателям дошкольного образования необходимо проводить (консультирование, памятки, рекомендации и др.) с законными представителями воспитанников с целью обеспечения безопасной жизнедеятельности в условиях семьи.

Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:

наличие необходимой документации;

наличие и исправность игрового, спортивного оборудования, оборудования на пищеблоке;

наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;

функционирование поливочной системы;

обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками;

засетченность окон в учреждении дошкольного образования.                                                                              

При сокращении численности воспитанников в летний период на основании приказа заведующего допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 N 150 (ред. от 04.05.2017). «Положение об учреждении дошкольного образования»).

Организация летнего оздоровления

Предусматривается максимальное пребывание воспитанников на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями в плане реализации образовательного процесса с воспитанниками). Выход детей на улицу осуществляется после завтрака, (согласно распорядку дня). Обращаем ваше внимание, что все занятия проводятся на улице, за исключением занятий по образовательной области «Изобразительное искусство»

Воспитатели дошкольного образования должны:

информацией о состоянии здоровья детей, индексе здоровья;

иметь четкое знание и выполнение плана реализации образовательного процесса на текущий день;

иметь знание рекомендаций узких специалистов. Воспитатель должен четко разграничивать и понимать, что индивидуальная работа проводится как с целью совершенствования у воспитанника необходимых представлений и умений, так и с целью развития, если в соответствии с возрастом у ребенка представления и умения уже сформированы;

иметь знание принципов проведения физических упражнений и игр на прогулке (сколько новых игр, какие, сколько повторяется и т.д.);

владеть информацией об оснащенности методической литературой и игрушками;

проводить индивидуальную работу;

обеспечить оснащение площадок всем необходимым для проведения работы с воспитанниками (всех видов нерегламентированной деятельности, специально организованной деятельности и физкультурно-оздоровительной работы);

обеспечить своевременную коррекцию рассадки, списков полотенец, кроватей (может осуществляться в любой форме)

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 4 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

Тематика физкультурно-оздоровительных мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности воспитанников и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Оснащение групп и площадок в летний период

Образовательный процесс осуществляется на основе тематического планирования. Развивающая предметно пространственная среда в соответствии с темой недели должна оснащаться И В ГРУППЕ, И НА ПЛОЩАДКЕ. Таким образом, работа над темой осуществляется на протяжении всего дня.

Среда групп в летний период не должна «сворачиваться». НЕДОПУСТИМО, когда закрытые шкафы полны игрушек, а детям не с чем играть.

При выходе на участок, у педагога должно быть все, чтобы осуществить все виды деятельности с воспитанниками (не забываем про трудовую деятельность, как правило, она отходит на второй план). Это касается не только воспитателей, но и узких специалистов.

Ничего не изменилось. Правило одно: должны быть игрушки для игр детей. Хорошим материалом для работы в летний период являются нестандартные игры и атрибуты.

Педагогам иметь в наличии:

предметы-заместители

выносной материал для игр с песком и водой

мелкие игрушки для обыгрывания воспитанниками построек из песка

различные виды схем и моделей (например, городов, мостов, зданий и т.д.)

шумовые музыкальные инструменты

стандартное и нестандартное физкультурное оборудование

занимательные игры, а в старших группах предпочтение отдавать играм-головоломкам (они могут быть изготовлены из подручных материалов)

в первых младших группах сделать упор на игры и атрибуты, способствующие развитию двигательной активности воспитанников (упражнения «дотянись», «допрыгни»)

медальоны для проведения подвижных игр и инсценировок (учитывая, что дети будут бегать на улице, медальоны должны крепиться для безопасности на запястье или на предплечье, можно и жилеты)

гербарии

и др.

Важно! Выносной материал, художественная детская литература, демонстрационный материал, сюжетно-ролевые игры, дидактические и развивающие пособия должны в первую очередь соответствовать теме недели (используемые как в группе, так и на прогулке).

Все игрушки, атрибуты, книги и др. выносится на улицу в корзинах, эстетичных привлекательных коробках и др. Суть состоит в том, чтобы дети и на площадке понимали, что все имеет свое место. Это воспитывает аккуратность у воспитанников.

В летний период оформлению материалов в родительском уголке также следует уделять внимание. Предпочтение отдавать открытым наглядным формам:

Ширмы

Газеты

Памятки

Буклеты

Выставки

Библиотечки и др.

         В родительских уголках, кроме расписания специально организованной деятельности и распорядка, должна быть информация:

Тема недели

Чем мы занимаемся

Почитаем вместе

Наблюдаем вместе

Летний календарь природы

Календарь государственных и народных праздников

Тема занятия по образовательной области «Изобразительное искусство», задачи, которые решались с детьми, дата проведения, фамилия воспитателя, который проводил занятие (располагается возле продуктов детской деятельности)

Рубрика «Готовимся к школе» (старшие группы)

Адаптация к учреждению дошкольного образования (первые младшие и вторые младшие группы)

И др. в соответствии с запросами, необходимостью, спецификой работы группы, работы учреждения и т.д.).

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

утреннюю гимнастику;

физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

самостоятельную двигательную деятельность;

закаливание;

индивидуальная работа с воспитанниками.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе.

В содержание утренней гимнастики с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

комплекс общеразвивающих упражнений;

обыгрывание сюжета;

физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

оздоровительный бег на участке;

элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др (не забываем про усложнения на 2, 4 неделе).

Обращаем внимание, что в отсутствие руководителя физического воспитания, утреннюю гимнастику проводит воспитатель дошкольного образования.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются: комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.); элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, теннис, городки, бадминтон) и спортивные упражнения (катание на велосипеде и самокате);

игры с элементами спортивного ориентирования; комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у воспитанников умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей. Обращаем внимание, что в отсутствие руководителя физического воспитания, физкультурные досуги могут проводить воспитатели дошкольного образования по сценариям руководителя физического воспитания

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий: включение в распорядок дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности); обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе; предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений; индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом возраста, здоровья, степени сформированности движений и типов двигательной активности воспитанников (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети).

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца): ежедневные оздоровительные прогулки (в учреждениях дошкольного образования с пребыванием 10,5 часа и более пребывание детей на открытом воздухе должно организовываться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут); многократное умывание в течение дня; полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи; дневной сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

Экологическая тропа в учреждении дошкольного образования – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором воспитанники получают информацию о них.

 время прогулок, экскурсий по экологической тропе воспитанники играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют с взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. В результате у воспитанников развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. 

Тропа здоровья в учреждении дошкольного образования

«Тропа здоровья» - это пешеходная дорожка с участками различных природных материалов (трава, песок, лего, цветные пробки, морские камушки, шишки, кубики и т.д.). Важно, чтобы было разнообразие материалов для различных тактильных ощущений (крупные и колючие поверхности должны чередоваться с мягкими и ворсистыми, чтобы тактильные ощущения сменяли друг друга). Главное, используемый материал должен быть безопасным!

Основными задачами организации «Тропы здоровья» являются:

профилактика плоскостопия;

улучшить координацию движений;

улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;

улучшить эмоционально-психическое состояния воспитанников;

приобщить воспитанников к здоровому образу жизни.

Пользоваться «тропой здоровья» следует постепенно, сначала можно пройтись в носочках, медленно ощупывая ступнями содержимое каждой ячейки, затем босиком. После завершения процедуры топтания необходимо обмыть стопы водой комнатной температуры.

«Тропа здоровья» используется и во время проведения второй прогулки (например, после проведения занятий по образовательной области «Физическая культура» или как самостоятельная форма работы, проводимая воспитателем).

На информационных стендах для родителей (законных представителей) расположенных в группе, необходимо размещать полезные материалы для взрослых по оздоровлению детей дома.

Учитывая, что в летний период воспитанники большую часть времени проводят на свежем воздухе, «тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня (возможно составление графика использования «тропы здоровья»).

свернуть